Урок биологии
Обобщающий урок по теме «Одноклеточные животные» ( биология 7 класс)
Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов; знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т.д.) простейших, их значение в природе и жизни человека; уметь классифицировать простейших по внешним признакам.
Оборудование: таблица «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших, карточки, схема (заготовка), тесты.
Ход урока I. Актуализация опорных знаний. ( беседа)
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших или одноклеточных. Почему их так называют? (ответы учащихся: потому, что они устроены просто, их тело состоит из одной клетки.) Учитель. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. Назовите мне признаки живого. (ответы учащихся: признаки живого: способность к размножению и развитию, наличие обмена веществ и энергии. Клетка, как целостный организм, способна дышать, питаться и выделять во внешнюю среду продукты обмена веществ, расти, развиваться, размножаться и умирать.) Учитель. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство – простейшие. Как вы думаете, почему ученые так поступили? (ответы учащихся: потому что у некоторых простейших есть признаки и животных и растений. Они как бы занимают промежуточное положение между царствами животных и растений.) Учитель: Как устроены клетки простейших? (ответы учащихся: в строении клетки выделяют оболочку, цитоплазму и ядро). Учитель: Есть ли отличия в основе строения клеток простейших, растений, животных, грибов? Почему? (ответы учащихся: план строения клеток всех организмов одинаков потому что все организмы имеют единое происхождение)
II. Работа с учащимися по закреплению изученного. (индивидуальная работа) 1. Учитель. Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам, часть ребят заполняют таблицу, а остальные выполняют тест. Таблица Сходство и различие простейших Органоиды Простейшие Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька 1.Оболочка 2. Цитоплазма 3. Ядро 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Ресничка 7. Пищеварительная вакуоль 8. Сократительная вакуоль 9. Ротовое отверстие 10. Порошица 11. Хлоропласты 12.Светочуствительный глазок
Тест
1. У какого животного клетка выполняет все функции живого организма: А - у многоклеточных организмов; Б - у простейших организмов; В - у колониального организма; Г – у любого живого организма.
2. Сократительные вакуоли необходимы: А- для пищеварения; Б – для газообмена; В – для поглощения воды из окружающей среды; Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности. 3. Животные должны передвигаться, так как: А – они ищут освещенные места; Б добывают готовые органические вещества; В - ищут жертву, так как являются хищниками; Г – являются паразитами. 4. Эвглену зеленую называют «переходной формой», так как она: А - передвигаются с помощью жгутика; Б - имеют хлоропласты; В - имеют признаки растения и животного; Г- состоит из одной клетки. 5. Простейшие, обитающие в воде, дышат: А – растворимым в воде кислородом; Б- атмосферным кислородом; В – атмосферным углекислым газом; Г – растворенным в воде углекислым газом. Ответы: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4- В, 5- А. 2. Учитель. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам: - Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? (амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается.) - какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? (сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления). - Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин? (раковины- средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб.) - В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму? (неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму.)
3. Простейших на Земле – 70 тыс. видов. Их невидно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу о значении простейших: (схема составляется на доске, затем выполняется задание № 6 в рабочих тетрадях) |