Брагинская СОШ №11

Урок русского языка

Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: Этимология слов.


Цель: Знакомство с понятием «этимология» и «этимологический анализ слова»; выработка навыков работы с этимологическим словарем, навыков этимологического анализа; выработка навыков связной монологической речи; проверка сформированности навыков словообразовательного разбора и разбора по составу.
Методика: слово учителя; коллективная работа в группах; индивидуальная работа в тетрадях.
Оборудование: этимологические словари.

Класс разбивается на три группы.
Запись на доске: «Этимология – греческое etymologia от etymon – истинное значение слова».

I. ОМ. Учитель объявляет тему урока, цель.
«На прошлом уроке мы производили словообразовательный анализ слов. Чем словообразовательный разбор отличается от разбора слова по составу? Какие способы словообразования вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом анализа – этимологическим и научимся работать с этимологическим словарем.
А пока выполним проверочную работу: произведем СО-ный разбор и разбор по составу следующих слов:
Безрукавка, водолаз, пароходик, выход, предобрый».
(Учащиеся выполняют указанные разборы на листках и сдают на проверку учителю).
II. ОНМ. Слово учителя «Этимология в переводе с греческого – «истинное значение слова». Наука этимология занимается изучением происхождения слов, т.е. выявлением их древнего значения и первоначального строения. Зачастую она восстанавливает утраченные СО-ные связи между словами. Например, исторически родственными оказываются слова «препятствие» и «запятая», «богатый» и «бог», «каравай» и «корова» и др.»
(Учитель зачитывает словарные статьи из этимологического словаря).
Далее учитель кратко знакомит учащихся со структурой статьи в этимологическом словаре, с условными обозначениями.
«Вспомните, ребята, когда мы с вами на предыдущих уроках уже производили этимологический анализ слов?»
(Учащиеся вспоминают упражнение 93 о происхождении названия месяцев, упражнение 94 о латинских корнях «ветус», «вентус», «аква», упражнение 118 про «улитку», «улицу», «улей» и некоторые другие).
«Для чего же нам нужно знать этимологию слова?»
(Этимология выявляет утраченные СО-ные связи и во многих случаях позволяет решать задачи правописания).
Затем следует самостоятельное чтение учащихся параграфа 27.
III. Закрепление изученного.
Задание первое.
«В переводе с латинского «терра» - значит «земля», «порте» - «носить», «авис» - «птица». Подумайте и запишите как можно больше слов с указанными латинскими корнями».
(Учащиеся совещаются в группах. Затем один ученик от каждой группы выходит к доске и записывает слова с указанными корнями:
Терраса,территория, портфель, портмоне, портсигар,авиация и др.)
Учитель анализирует выполнения задания, оценивает работу группы.
Задание второе. Упражнение 130.
«Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить, а в правый – слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь.
Завязывать, дворняжка, кольцо, пасынок, настольный, горница, опилки, девятнадцать, подберезовик, ловить, корова».
(Учащиеся от каждой группы зачитывают свой ответ, который комментируется и оценивается учителем).
Задание третье. Упражнение 131.
«Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: «История слова «джинсы» (1 группа), «история слова «работа» (2 группа), «история слова «привередливый» (3 группа), «история слова «обворожить» (для желающих)».
(Выступает один учащийся от каждой группы).
IV. Итоги урока.
«Что нового мы узнали на уроке?»
«Для чего нужен этимологический словарь?»
Оценивается работа каждой группы.
V. Домашнее задание: упражнение 132.
«Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Есть ли в стихотворении слова для определения состава и способа образования которых не требуется этимологический словарь?»
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz