Брагинская СОШ №11

Урок биологии

Обобщающий урок по теме
«Одноклеточные животные»


( биология 7 класс)

Цели урока: учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов;
знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т.д.) простейших, их значение в природе и жизни человека;
уметь классифицировать простейших по внешним признакам.

Оборудование: таблица «Одноклеточные животные», рисунки представителей простейших, карточки, схема (заготовка), тесты.

Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. ( беседа)

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших или одноклеточных. Почему их так называют?
(ответы учащихся: потому, что они устроены просто, их тело состоит из одной клетки.)
Учитель. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. Назовите мне признаки живого.
(ответы учащихся: признаки живого: способность к размножению и развитию, наличие обмена веществ и энергии. Клетка, как целостный организм, способна дышать, питаться и выделять во внешнюю среду продукты обмена веществ, расти, развиваться, размножаться и умирать.)
Учитель. Ранее ученые-систематики выделяли одноклеточных животных и одноклеточные растения, а теперь выделили особое царство – простейшие. Как вы думаете, почему ученые так поступили?
(ответы учащихся: потому что у некоторых простейших есть признаки и животных и растений. Они как бы занимают промежуточное положение между царствами животных и растений.)
Учитель: Как устроены клетки простейших?
(ответы учащихся: в строении клетки выделяют оболочку, цитоплазму и ядро).
Учитель: Есть ли отличия в основе строения клеток простейших, растений, животных, грибов? Почему?
(ответы учащихся: план строения клеток всех организмов одинаков потому что все организмы имеют единое происхождение)

II. Работа с учащимися по закреплению изученного.
(индивидуальная работа)
1. Учитель. Сейчас мне хотелось бы повторить и закрепить ваши знания о строении изученных простейших. Три человека будут работать у доски по карточкам, часть ребят заполняют таблицу, а остальные выполняют тест.
Таблица
Сходство и различие простейших
Органоиды Простейшие
Амеба Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
1.Оболочка
2. Цитоплазма
3. Ядро
4. Ложноножка
5. Жгутик
6. Ресничка
7. Пищеварительная вакуоль
8. Сократительная вакуоль
9. Ротовое отверстие
10. Порошица
11. Хлоропласты
12.Светочуствительный глазок

Тест

1. У какого животного клетка выполняет все функции живого организма:
А - у многоклеточных организмов; Б - у простейших организмов;
В - у колониального организма; Г – у любого живого организма.

2. Сократительные вакуоли необходимы:
А- для пищеварения; Б – для газообмена;
В – для поглощения воды из окружающей среды;
Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности.
3. Животные должны передвигаться, так как:
А – они ищут освещенные места; Б добывают готовые органические вещества;
В - ищут жертву, так как являются хищниками;
Г – являются паразитами.
4. Эвглену зеленую называют «переходной формой», так как она:
А - передвигаются с помощью жгутика;
Б - имеют хлоропласты;
В - имеют признаки растения и животного;
Г- состоит из одной клетки.
5. Простейшие, обитающие в воде, дышат:
А – растворимым в воде кислородом; Б- атмосферным кислородом;
В – атмосферным углекислым газом; Г – растворенным в воде углекислым газом.
Ответы: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4- В, 5- А.
2. Учитель. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение по некоторым вопросам:
- Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?
(амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается.)
- какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
(сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления).
- Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?
(раковины- средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб.)
- В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?
(неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму.)

3. Простейших на Земле – 70 тыс. видов. Их невидно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу о значении простейших:
(схема составляется на доске, затем выполняется задание № 6 в рабочих тетрадях)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz