Брагинская СОШ №11

Реферат по литературе

РЕФЕРАТ

ТЕМА: « ЗАГАДКИ ОБРАЗА ЛУКИ»
( ПО ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)
ВЫПОЛНИЛ: РОСОЛОВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ,
УЧЕНИК 10 КЛАССА.

РУКОВОДИТЕЛЬ: РОСОЛОВА ЛЮДМИЛА
МИХАЙЛОВНА.
БРАГИНО 2007 ГОД

Цель данного реферата – попытка разгадать образ главного героя - Луки.
При чтении пьесы нас заинтересовала противоречивость и неоднозначность героя, которая прослеживается уже в самом имени.
С одной стороны, Лука – лукавый. С другой – мы знаем евангелиста Луку. А разве он лукавил?
Интересно также: откуда пришел Лука в ночлежку, каково его прошлое, почему он так добр к «униженным и оскорблённым» обитателям «дна», ведь так мало в нашей жизни сострадания и жалости.
ПЛАН:

1. ВСТУПЛЕНИЕ.
2. ЖИЗНЬ НОЧЛЕЖНИКОВ.
3. ПОЯВЛЕНИЕ ЛУКИ.
4. ЧТО ЛУЧШЕ: ИСТИНА ИЛИ СОСТРАДАНИЕ?
5. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИМЕНИ ЛУКА
А). «СВЕТЛЫЙ», Б). «ЛУКАВЫЙ».
6. КТО ТАКОЙ ЛУКА?
7. ВЫВОДЫ.

ЗАГАДКИ ОБРАЗА ЛУКИ
(ПО ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)

Оловянных солдатиков строем
по шнурочку равняемся мы.
Чуть из ряда выходят умы:
«Смерть безумцам!» - мы яростно воем;
Поднимаем бессмысленный рёв…
И преследуем, и убиваем, -
А потом мавзолей воздвигаем,
Человечеству славу прозрев.

В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь «босяков», мир отверженных. Под мрачными тесными сводами костылевской ночлежки, которая похожа на пещеру, оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев. В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, сытые и голодные. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры драки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик, стыд, совесть, попирают моральные нормы.
Приход странника Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Лука – странствующий проповедник, который всех утешает и обещает избавление от страданий, часто , ради этого обманывая ночлежников.
Что же движет им? Нет, не хитрый, корыстный расчет! Даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно… много он врёт… и без всякой пользы для себя…». Но если не для себя – тогда зачем?
Лука внимателен и уважителен к каждому, для него человек «какой ни есть – а всегда своей цены стоит», и помочь, насколько это в его силах, готов любому: «если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил».
Мы часто не верим в бескорыстное добро, сомневаемся в его существовании, но есть в пьесе объяснение, которое дает сам Лука: «Надо… кому – нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел…».
Часто мы задаёмся вопросом, который поставил М.Горький в пьесе «На дне»: что лучше – истина или сострадание?
Стоит ли жалеть человека, и кто имеет на это право. Жалость, по мнению Горького, лишь примиряет человека с внешним миром, но не подвигает его этот мир изменить. Лука предстает перед нами как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки. Жизнь постояльцев тяжела и беспросветна, а Луке удается вселить в их сердца надежду на лучшее будущее. В каждом из «ночлежников» он видит человека, открывает светлые стороны его личности, и это производит переворот в жизни героев. Анне Лука дает утешение, рассказывая об избавлении от мук и страданий после смерти, Актёру обещает исцеление от пьянства в специальной бесплатной лечебнице. Пепла завораживает рассказом о сказочной жизни сибирских золотодобытчиков. Но что же происходит после исчезновения Луки из ночлежки? Анна умирает, Актёр кончает жизнь самоубийством, а Пепел, скорее всего, действительно отправится в Сибирь за убийство Костылева, но только в кандалах. Лука в этом виноват или сами «ночлежники», неспособные изменить свою жизнь
? Кто этот старик: добрый ангел или злой искуситель? Однозначно ответить сложно. Лука – самый загадочный и противоречивый персонаж пьесы М.Горького. Он появляется на сцене неожиданно ( как в последствии и исчезает). В чём же загадка Луки? Интересно отметить двойственность значения имени Лука: оно напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый», эвфемизм1 слова «черт». Наречение имени называется иначе «назнаменованием» (знамение креста и принятие христианского имени). Всем православным на Руси имена давали исключительно в честь святых Православной Церкви. С латинского Лука переводится «светящийся», «рождённый на восходе». А горьковский Лука ведь и в самом деле как будто осветил тёмную ночлежку своим появлением. До Луки никто из «сожителей» не задумывался над смыслом своего существования, а появился он и как будто отогрел их. В одном из периодов работы над драмой М.Горький подчёркивал: «мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского э
такого – не очень яркого, но любящего, всё обнимающего». Любящим, все обнимающим солнышком и предстает во многом Лука. Он призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылевскую ночлежку добротой и верой, теплом и светом.
В пьесе Лука назван еще и «старцем лукавым». «Что, Лука, старец лукавый, все истории рассказываешь?». Для другого героя пьесы, Барона, Лука – шарлатан.
По В.И.Далю «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. Приводит В.Даль и соответствующие пословицы: « правдивому мужу лукавство не под нужу», «вся неправда от лукавого».
В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «исчез от полиции… яко дым от лица огня. Так исчезают грешники от лица праведных!»

Эвфемизм – слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное слово
К.С.Станиславский, один из постановщиков спектакля, намечая путь «снижения» героя, писал: «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко, видно, что врёт».
Некоторые критики увидели в Луке Данко, которому приданы лишь реальные черты «выразителя высшей правды», нашли элементы возвышения Луки в стихах Беранже, которые выкрикивает Актер:


Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
Авторская позиция убеждает нас в том, что Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считал Луку, но в то же время писатель симпатизирует Луке, считая, что вмешательство «утешителей» в жизнь имеет реальное значение в различные исторические периоды.
Нищий странник Лука проповедует любовь и жалость к людям: «милость к падшим», «чувство доброе» - из числа тех «безумцев», которые упрямо прокладывают человечеству путь к счастью. «Конечно, сами по себе идеи, даже великие, каменные подвальные своды не разрушат, но, если ломать и крушить твердыни начнут шариковы, которым неведомы общечеловеческие идеалы добра и справедливости, свершится такое громадное вероломство, то есть ломание костей и хребта Вере, Духу, Богу, в которое трудно, почти невозможно поверить», - писал М.Капустин. (Журнал «Октябрь» - 1989г. стр. 15).
Так кто же все-таки Лука? Откуда он пришел в ночлежку? Прямых ответов на эти вопросы в тексте нет. Проведем анализ высказываний и реплик персонажей драмы «На дне» и попробуем найти ответы на эти вопросы.

Результаты исследования оформим в таблицу, где левая колонка содержит цитаты – высказывания и реплики персонажей, а правая – комментарии.

(Горький М. Избранное. Рассказы. Очерки, Пьесы. – М.: «Просвещение», 1983г.
Реплики персонажей
комментарии
1.Барон. Ты, старик, кто такой?
Лука. А ты кто – сыщик?
стр.170
2.Василиса. Ты кто такой?
Лука. Проходящий… странствующий.
Василиса. Пачпорт!
Лука. Можно…
Василиса. Давай!
Лука. Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…
Василиса. Прохожий… тоже! Говорил бы – прходимец…
стр.172
3.Анна.Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…
Лука. Мяли много, оттого и мягок.
стр.176
4.Лука. А хороша сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да разуме, тому там как огурцу в парнике.
стр.172
5.Лука. И – опять же – смекнул я, как бы, мол, парень-то не ошибся… не придушил бы старичка- то… Часто эдак-то ошибаются.
Пепел. Ты – что? Сам, что ли, ошибся однажды?

6.Лука (Пеплу). Парень! Слушай-ка, что я тебе скажу: бабу эту – прочь надо! Ты её – ни-ни! – до себя не допускай… Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб…
стр.186
7.Василиса. Да, убирайся – ка, старик!...Да и кто знает?... может ты беглый какой…
Костылев. Сегодня же чтобы духа твоего не было! А то я…смотри!
Лука. Дядю позовешь? Позови дядю…Беглого, мол, изловил…
стр.198
Лука не отвечает на вопрос прямо, следовательно, ему есть, что скрывать. Возможно, что с сыщиками ему приходилось иметь дело.

Не похоже, что Лука собирается показать паспорт Василисе. Скорее всего, паспорта у него нет. Значит, Лука не простой странник. Возможно он скрывается от властей.
Лука намекает, что жизнь его была непростой, что пришлось претерпеть много унижений и издевательств.

Лука советует Пеплу уехать в Сибирь и рассказывает об этой стороне так убедительно, как будто сам там бывал.

Лука оставляет вопрос Пепла без ответа. Можно предположить, что Пепел угадал: возможно, Лука когда-то совершил подобное преступление. Может, за это старик и попал в Сибирь?

Вероятно, на каторгу Лука попал как раз из-за женщины. Можно предположить убийство, например, на почве ревности.
Костылеву и Василисе Лука давно казался подозрительным, а в этой сцене старик почти признался в том, что он беглый каторжник.

Таким образом, обобщив все наблюдения, можно предположить, что в прошлом Лука – преступник. В настоящем – беглый каторжник. Возможно, каторга во многом изменила мировоззрение Луки: сделала его добрее, терпимее к людям, научила относиться к жизни философски, привела к религии (старик часто говорит о Боге, а его убеждения во многом перекликаются с заповедями Христа: «не удерживай слова, когда оно может помочь». «Ты – надейся, ты – верь!». «Возьми себя в руки – и терпи»).
Ночлежники называют Луку «странником», сам же он называет себя проходящим, странствующим. Но ведь и Христос уподобляет себя странникам. Странником предстает Христос и в народных легендах. «По народным сказаниям, - отмечал в свое время А.И.Афанасьев, - спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда во время земной своей жизни, ходил по земле, принимая на себя страннический образ убогого».
Лука является как апостол Христа, который несёт христианское миропонимание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков А. Художественный мир Горького. – М.: Современник,
1978г., - стр. 62
2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. – Новосибирск,
1990г.- стр.19.
3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1941г.
4. Конурина Н.В. Споры о человеке в пьесе М.Горького «На дне» -
М.: АСТ-ПРЕСС. Школа, 2002г.
5. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс.1 полугодие. -М.: ВАКО, 2003г. - стр. 164
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz